RSS

Компьютерная терминология    1_9  A  B  C  D  E  F  G  H  I  J  K  L  M  O  P  Q  R  S  T  U  V  W  X  Y  Z  .....  A  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч

Выбор видеокамеры

Объективные критерии и параметры

Цифровые камеры

 
 

Новости

Опасность вейпинга
Вpeднa ли coя жeнщинaм
Вcя пpавда o яйцаx
Вpaчи нaпoмнили o pискe зapaзиться гeпaтитoм в сaлoнaх кpaсoты
В кaкoе время сyтoк лyчше не лечиться
Tиxий чаc дважды в нeдeлю cнижаeт pиcк инфаpкта и инcульта в два pаза
Слaдкaя гaзиpoвкa вoздействyет нa opгaнизм
Почeмy витaминныe добaвки нe пpиноcят пользы
Кeфиp yлyчшaeт микpoфлopy кишeчникa
 

Цифровые камеры.

Как устроена матрица

Лет десять назад цифровые фотокамеры были очень редки и дороги, и считались уделом фотографов-профессионалов или просто обеспеченных людей. Впрочем, тогда и компьютер не у каждого стоял на столе. Но времена меняются, и цифровая революция проникает во все области человеческой деятельности. Фотография не стала исключением.B последнее время выбор цифровых фотокамер огромнейший, и всегда можно найти модель, удовлетворяющую вашим запросам, как по качеству, так и по цене.
Вы решили купить фотоаппарат? Вполне разумное приобретение. Конечно, у вас еще остался выбор, какой аппарат выбрать - пленочный или цифровой.
Воспоминания о пленочной фотографии сродни детским воспоминаниям. Целый набор реквизитов дома - увеличитель, кюветы, красная лампа, проявитель, фиксаж, пачки фотобумаги, большой пластмассовый пинцет… Целые отделы в универмагах были заполнены людьми, поклоняющихся этому виду творчества.
Теперь все изменилось. В большинстве случаев съемка пленочным аппаратом сводится к нажатию одной кнопки, затем дорога к ближайшему отделу "Кодак-экспресс" (или что-то в этом духе), и все - фотографии у вас на руках. А устраивают ли они вас? И где здесь творчество? В этом случае придется еще поискать хороший пленочный фотоаппарат, а цены на них кусаются, и возвращаться в прошлый век.
Только зачем возвращаться, если есть достойная замена, позволяющая делать то, о чем вы раньше не могли и мечтать? Возможности цифровых камер очень велики и постоянно расширяются. Цифровая фотография уже стала обыденностью, давайте же и мы будем приобщаться к благам цивилизации.
Однако прежде, чем выбирать, надо разобраться, что к чему. Вот это мы и попытаемся сделать. В силу того, что рынок цифровых камер развивается очень динамично, и новые модели появляются постоянно, не буду вас засыпать конкретными моделями и их техническими характеристиками, а просто постараюсь рассказать о том, что вам может пригодиться. Окончательный выбор модели будет только за вами.
Синтез компьютера и фотоаппарата
Цифровая фотокамера (далее - камера) представляет собой достаточно сложное электронное устройство, предназначенное для получения изображения объектов в цифровой форме. Это ее истинное назначение, хотя в последнее время в камерах можно встретить функции, имеющие мало отношения к фотографии. Впрочем, это и неудивительно, поскольку по своей внутренней сути она представляет собой миникомпьютер, взяв от своей пленочной предшественницы только сам принцип фотографирования и некоторые составляющие (например, оптику).
Практически все камеры работают по одному принципу, сформировавшемуся еще на заре рынка цифровых камер. Правда, периодически некоторые производители пытаются внести улучшения, но они не меняют общую картину.
С чего вы начинаете, когда хотите что-либо сфотографировать? Правильно, оцениваете условия съемки, выставляете соответствующие параметры, и нажимаете на кнопку спуска затвора. Снимок сделан. Внешне все выглядит очень просто, но внутри камеры происходит множество сложных процессов, которые, в конечном счете, и отвечают за качество сделанного снимка.
Основой любой цифровой камеры является светочувствительная матрица, на которую через оптическую систему проецируется изображение. Сформированное изображение обрабатывается (в мире нет ничего идеального), и записывается в память камеры. Виды памяти мы разберем попозже, сейчас же будем считать, что изображение сохранено и готово для дальнейшей обработки.
А возможности современных камер для обработки снимков весьма широки, начиная от удаления ненужных снимков вплоть до редактирования необходимых снимков. Для этого используется программное обеспечение камеры и встроенный дисплей для просмотра результатов. Дальнейшие действия являются логичными для всех цифровых устройств, - снимки передаются на компьютер. Теперь их судьба зависит только от вас.
Если вкратце, то именно так работает камера. Но для того, чтобы иметь возможность сравнить между собой различные камеры и выбрать, конечно же, лучшую, мы заглянем глубже. Ведь каждая составляющая важна для получения желаемого результата.
Сага о матрицах
Используемая в камерах матрица (иногда ее еще называют сенсором) является одним из важнейших элементов, определяющая, в конечном счете, основные характеристики камеры. Физически матрица представляет двумерный массив светочувствительных элементов, чаще всего фотодиодов.
CCD MatrixНа сегодняшний день наибольшее распространение получили матрицы, выполненные по технологии CCD (Charge Coupled Device - прибор с зарядовой связью). Принцип ее действия основан на накапливании заряда в светочувствительных элементах во время экспозиции, причем пропорционально воздействию падающего света.
Matrix Principle Чтобы лучше понять, как она работает, приведу аналогию. Представьте себе конвейер из ведерок (пикселей) и падающие сверху капли дождя (фотоны света падающие на CCD-матрицу). Конвейер работает следующим образом: горизонтальное перемещение на один пиксель, затем вертикальное перемещение на один пиксель, и в такой последовательности далее, пока не выльются все ведерки (считается весь массив).
Кстати, раз уж речь зашла о ведерках, то бишь о пикселях, то поясню еще одну характеристику - динамический диапазон камеры. Это как раз глубина каждого ведерка, то есть количество фотонов, которое оно может вместить без переполнения. Естественно, чем больше, тем лучше.
Бытует утверждение, что матрица - цветная. Это неправда. Матрица всегда монохромная. А цвет обеспечивается использованием цветного фильтра (Colour Filter Array), который наносится прямо на поверхность матрицы. Надо отметить, что это прецизионная операция во многом влияет на качество воспроизведения цвета будущей камерой.
Для получения цвета чаще всего используется система GRGB (зеленый-красный-зеленый-голубой). Может возникнуть вопрос, зачем используется два зеленых элемента? Это объясняется особенностью зрения людей, поскольку глаз наиболее чувствителен к зеленому цвету. Подобное решение придает изображению натуральность. Иногда используется и другая система CYGM (голубой-желтый-зеленый-пурпурный), например, в камерах Canon до S100 и линейке Coolpix от Nicon.
GRGB ModelКомбинация четырех фотодиодов и образует 1 пиксель - единичный элемент изображения. Это одно из базовых понятий, как цифровой фотографии, так и технологии обработки изображений. Сегодня в порядке вещей наличие 256 уровней у светочувствительного элемента, чего вполне достаточно для воспроизведения 24-битного цвета, и даже больше. Обратите внимание, что поскольку пиксель состоит из 4 фотодиодов, то его результирующий цвет вычисляется как сумма интенсивностей соседних элементов, то есть уже здесь присутствует интерполяция.
Кстати, один пиксель - величина очень маленькая и не имеет практического применения. Больше в ходу мегапиксели, содержащие приблизительно 1 млн. пикселей.
Каким же образом получается результирующее изображение? Взгляните на фото, где показаны изображения каждого из трех каналов, и комбинированное изображение. Это, пожалуй, не совсем то, что мы хотели получить. Для получения окончательного изображения камера использует специальный алгоритм (demosaicing algorithm), после которого мы получаем изображение с 24-битным цветом.

color_interpolate


Отмечу существование двух типов матрицы CCD: последовательного и чересстрочного сканирования. Принцип работы их следует из названия, более предпочтительным вариантом, на мой взгляд, является матрица последовательного сканирования, разработанная специально для цифровой фотографии. К ее достоинствам можно отнести высокое качество изображения, хорошую чувствительность и динамический диапазон. Но есть и недостатки: необходимо использовать механический затвор, который имеет ограничение по скорости и эта матрица совсем не подходит для захвата видео.
Матрица чересстрочного сканирования пришла в фотокамеры из мира видеокамер (а там требования к качеству изображения несколько отличаются) и отличается малым уровнем шума и наличием электронного затвора. В то же время, по качеству изображения она несколько хуже и содержит в своем составе микролинзы, которые часто являются причиной аберраций (искажения, вызванные неидеальностью оптической системы).
Несколько слов об усовершенствованной матрице CCD, предложенной компанией Fuji (так называемая SuperCCD). В ней фотодиоды размещены под углом 45 градусов друг от друга. Камера интерполирует не только цвета самих пикселей, но и точек, расположенных между ними, что обеспечивает большую чувствительность и меньший уровень шумов.
Матрицы SuperCCD используются во всех камерах от Fuji, начиная с 2000 года. Сама компания считает, что таким способом в два раза увеличивается разрешение, что и указывает на своих камерах. Это не совсем верно, поскольку действительно число пикселей на самом деле в два раза меньшее. По оценкам специалистов, качество улучшается, но где-то в 1,5 раза.
Хотя большинство камер выпускается на основе CCD-матриц, в последнее время многие производители переходят на CMOS-технологию. Только в конце 2000 года была разработана технология производства этих матриц, обеспечивающих высокое качество изображения при приличном разрешении (широко используется компанией Canon при производстве своих моделей линейки EOS). Технология довольно перспективная и, возможно, в будущем мы увидим большее число камер на основе CMOS-матриц.
И еще одна, совсем свежая технология производства матриц для камер. Она имеет рабочее название Foveon x3, и была представлена в начале этого года. Матрица представляет собой многослойную кремниевую структуру и использует абсолютно новый принцип формирования изображения матрицы. Изюминка заключается в том, что за получение одного пикселя изображения отвечает один пиксель матрицы. Больше про эту технологию сказать нечего, поскольку на ее основе выпущена только одна 3-х мегапиксельная камера Sigma SD9, которая по своим параметрам аналогична 9-ти мегапиксельной (!) CCD-камере. Правда, никто толком эту камеру не видел.

  Оптика. Зум. Видоискатели

Оптика - зеркало души камеры


Оптическая система камеры или объектив играет немаловажную роль в получении высококачественного изображения на выходе. В последнее время разработчики камер стали уделять оптике больше внимания. Это связано со значительным прогрессом в развитии других компонентов камеры, и, прежде всего, матрицы. Качество объектива в целом определяется качеством входящих в его состав линз, и, естественно, точностью их позиционирования. Линзы в первых камерах изготовлялись из пластика и имели довольно низкое качество. Впрочем, тогда его хватало. Теперь другие времена, соответственно, другие требования.
Современные линзы обычно изготавливаются из специального оптического стекла. Основными требованиями к ним являются максимальное количество пропускаемого света, отсутствие искажений изображения, точная передача цветов и др. Основной характеристикой объектива камеры является его фокусное расстояние, которое определяется как расстояние от точки схождения лучей (оптический центр системы линз) до плоскости приемника. Чтобы лучше понять его значимость, взгляните на две фотографии, сделанные с одного места, но с различным фокусным расстоянием. Вообще действует простой принцип: чем больше фокусное расстояние, тем большего размера получается изображение объекта, и наоборот. Однако не все так просто, изменение фокусного расстояния имеет и оборотную сторону, угол зрения изменяется противоположным образом. Кстати, обратите внимание на этих двух фотографиях и на перспективу, этот чисто практический параметр также немаловажен. Исторически сложилось, что нормальным (странный термин, не правда ли?) считается фокусное расстояние 50 мм (для 35-мм пленки). Объясняется это опять же особенностью строения глаза человека, для которого нормальный угол зрения составляет 46 градусов. Для информации приведу таблицу названий диапазонов фокусных расстояний:
Менее 20 мм суперширокоугольный
24 - 35 мм широкоугольный ("рыбий глаз")
50 мм нормальный
80 - 300 мм телефото
Более 300 мм супертелефото

Для того чтобы всегда можно было отнести объектив к тому или иному типу, в технических характеристиках камеры всегда указывается ее эквивалент по отношению к стандартной 35-мм пленке.
У вас все в порядке с зумом?
Обычно цифровые камеры имеют небольшое фокусное расстояние порядка 6 - 15 мм, в то время как обычная пленочная камера имеет 35 мм. Причина в том, что сенсор цифровой камеры имеет очень небольшие размеры. Первые цифровые камеры имели фиксированное фокусное расстояние. И сегодня встречаются такие камеры, но они относятся в основном к дешевым моделям и пригодны только для web-разработок. В принципе существуют и профессиональные модели с постоянным фокусным расстоянием, но они имеет ограниченную область применения, и поэтому нам не подходят. Для расширения фокусного расстояния в камерах используются так называемые трансфокаторы (zoom). Существует две возможных реализации трансфокатора: оптический и цифровой. Вообще-то, трансфокатор - это очень удобная штука. Допустим, вы хотите сфотографировать объект с различных расстояний (общий вид и крупный план). Без трансфокатора вы бы бегали бы туда-сюда, пытаясь подобрать оптимальное расстояние для съемки, но с его появлением все упрощается. Стоя на одном месте, вы легко делаете оба снимка, приближая или отдаляя объект за счет изменения фокусного расстояния.
Следует отметить, что при таком способе съемки соответствующим образом изменяются некоторые параметры экспозиции, но в большинстве случаев ими можно пренебречь. Да и электроника приличной камеры в состоянии их подправить без вашего вмешательства.
Итак, оптический трансфокатор или зум, в котором расширение фокусного расстояния осуществляется средствами оптики. Сразу скажу, что его присутствие в камере ставит ее на одну ступень выше по сравнению с другими. Единственным недостатком такого зума можно считать не совсем качественную съемку в условиях недостаточной освещенности.
Цифровой трансфокатор является порождением цифровых технологий, и, как следствие, в нем используется интерполяция. Фактически он представляет "вырезание" центральной части кадра, хотя кажется, что это полная сцена. В любом случае ухудшается качество полученного изображения. По этой причине многие профессионалы цифровой зум вообще за зум не считают. И с ними можно согласиться. Реализуется он двумя возможными способами. В первом случае вырезается часть изображения, но затем изображение не интерполируется, а остается в меньшем разрешении. На камерах, использующих такой способ, характеристика трансфокатора обычно записывается следующим образом: "2x optical zoom only at 640 x 480". В этом обозначении есть подвох, но обмана нет: ваше изображение не интерполировалось, зато оно получилось меньшего разрешения. То есть здесь результатом цифрового зума является уменьшение разрешения полученного изображения.
Во втором случае вырезанное изображение интерполируется и приводится к первоначальному разрешению. На это раз вы получаете ухудшение качества. Конечно, камера справляется с этой операцией на достаточно высоком уровне, но кто знает, может быть, вы на настольном компьютере при помощи программного обеспечения, например, Adobe Photoshop, сделали бы это гораздо лучше. Чтобы лучше разобраться, приведу конкретный пример. На абстрактной 2-х мегапиксельной камере (разрешение 1600 х 1200) используем цифровой зум на разрешении XGA (1024 х 768). Получим следующие результаты:
1024х768 без зума 1600х1200 уменьшено до 1024х768
1024х768 1,25 цифровой зум вырезанное 1280х960 уменьшено до 1024х768
1024х768 1,6 цифровой зум вырезанное 1024х768 без преобразования
1024х768 2,0 цифровой зум вырезанное 800х600 увеличено до 1024х768
1024х768 2,5 цифровой зум вырезанное 640х480 увеличено до 1024х768

Использование двух последних случаев нежелательно, в них изображение увеличивается, но оно за счет этого не получает дополнительных деталей. Как это выглядит, вы можете представить, проделав те же операции на настольном компьютере (ведь камера, по сути, тоже компьютер), исходные и конечные данные представлены в таблице. Тогда можете сделать и вывод: устраивает это вас или нет.
Смотри и действуй
Еще одной незаменимой деталью камеры является видоискатель. Фактически это "окно", сквозь которое вы видите объект съемки. В настоящее время используется три основных типа видоискателя:оптический, электронный и TTL.
 В большинстве камер используется оптическийвидоискатель, имеющий два основных недостатка. Во-первых, он отличается смещением, то есть то, что вы видите в окошке видоискателя, не всегда соответствует тому, что видит матрица (ошибка параллакса). В худшем случае вы видите только 80-90% сцены, и приходится делать поправку. Тем не менее, он очень широко используется благодаря своей дешевизне и простоте конструкции.
Более удобным и качественным считается электронныйвидоискатель. В качестве него обычно используется отдельный небольшой жидкокристаллический дисплей с рабочей диагональю 1 - 1,5 см. Он реально повторяет то изображение, которое видит матрица. Соответственно, меньше ошибок при наводке камеры. Кстати, в качестве видоискателя может использоваться и основной дисплей.
Самый точный из оптических видоискателей - TTL (Through The Lens) видоискатель, который используется только в дорогих камерах, например, Olympus E-10. Он имеет достаточно сложную систему из призм и зеркал, которая обеспечивает полную идентичность видимого и получаемого изображения.
Впрочем, даже и при отсутствии в камере современного оптического видоискателя, дисплей есть практически всегда. Его использование уже не является данью моде, это просто жизненная необходимость. Жидкокристаллический дисплей, используемый в камере - довольно удачное изобретение. Ведь теперь процесс работы с отснятым материалом доставляет удовольствие. Он также используется для установки параметров экспозиции непосредственно перед съемкой (в некоторых случаях вы сразу же на нем увидите результат изменения этих параметров), и, конечно же, обработки изображений. Здесь возможностей множество. Начиная с упорядочения кадров и до применения спецэффектов.
Основной параметр дисплея - это рабочая диагональ. Чаще всего используются дисплеи с диагональю от 1,5 до 3 дюймов. Хотя бывают и больше. Здесь принцип ясен: чем больше, тем лучше. Дисплей обычно выполнен по TFT технологии. Чаще всего он цветной - иначе какой смысл в его употреблении? Дисплеи могут иметь различную конструкцию: встроенные или выдвижные. Поверхности некоторых дисплеев имеют специальное антибликовое покрытие, позволяющее ими пользоваться на ярком солнечном свету.
Упомяну еще о дисплеях, используемых в недорогих камерах. Не хотелось бы называть их дисплеями, но что поделаешь. Фактически это текстовые черно-белые дисплеи, выводящие необходимую информацию (в сокращенном виде), например, количество кадров, некоторые настройки, режим работы отдельных узлов камеры и т.д.

 Подключение к принтеру и компьютеру
Возможность подключения камеры к другим устройствам (в первую очередь к компьютеру) не в последнюю очередь определяет удобство пользования камерой. Основная цель всех этих манипуляций - это перемещение изображений и дистанционное управление камерой.
Ранние модели цифровых камер использовали последовательный интерфейс RS232 для подключения к компьютеру, что на сегодняшний день является довольно серьезным недостатком ввиду низкой скорости. Современные камеры чаще всего для этих целей используют интерфейс USB, что обеспечивает более высокую скорость переноса изображений (до 500 Кбайт/с и выше). Достоинством этого способа также является широкая распространенность порта USB и возможность подключения как к Windows, так и к Macintosh системам.
На шаг выше USB стоит Firewire (IEEE 1394), встречающийся только в профессиональных камерах. Он обеспечивает более высокую скорость подключения, но требует наличия порта Firewire в вашем компьютере. Для удобства выбора приведу таблицу скоростей передачи при использовании различных интерфейсов:
Устройство (интерфейс) Средняя скорость передачи, Кбайт/с
Встроенный порт USB камеры 350
Встроенный порт Firewire камеры 500
USB кард-ридер 500
Lexar Media Jumpshot (CF-USB) 780
SCSI кард-ридер 1000
PCMCIA кард-адаптер 1300
Firewire кард-ридер 2200

В последнее время производители стали предлагать в комплекте с камерой программное обеспечение для управления камерой с компьютера, к примеру, камеры Fuji S1 Pro или Canon EOS-D30. Такие программы помимо простого переноса изображений из камеры в компьютер могут выполнять и множество других полезных вещей, используя для этих целей все тот же интерфейс USB. Например, они имеют возможность полной настройки камеры, съемки и даже сохранения снимков сразу в компьютере (а вдруг у вас флэш-карты под рукой не оказалось?). Естественно, управлять камерой с компьютера удобнее, но сам факт присутствия компьютера сводит все преимущества этого способа на нет. Камера - это вещь в себе, а таскать с собой компьютер - это уж слишком.
Для удобства пользователей некоторые камеры имеют видео (иногда и аудио) выход для подключения к телевизору или видеомагнитофону. А используя пульт управления камерой на инфракрасных лучах (уже встречается и такое), вы можете, развалившись на диване, продемонстрировать своим друзьям и близким ваши последние снимки непосредственно с камеры.
Кстати, о печати фотографий. Похоже, что скоро все камеры будут обладать возможностью выводить на печать снимки, минуя компьютер. Практическая каждая крупная компания, занимающаяся выпуском фотокамер, представила и специальные (совместимые) принтеры для выполнения этой задачи.
От камеры в этом случае требуется поддержка DPOF, которая позволяет пользователю непосредственно с камеры определить, какие снимки нужно будет печатать. Здесь также могут указываться некоторые параметры печати, такие как разрешение или количество копий.
При печати фотографий важно разрешение, с которым выполнен кадр. Поэтому если вы планируете активно пользоваться принтером для запечатления своих творений, загляните в эту таблицу:
Размер выводимого изображения, см Минимально необходимое разрешение Требуемое число мегапикселей камеры
9 х 13 1024 х 768 1
10 х 15 1280 х 960 1,5
20 х 25 1600 х 1200 2
Больше 2048 х 1536 и более от 3
Правильное питание.
Считается, что самое большое несчастье в жизни цифрового фотографа - это батареи. Их драгоценная энергия имеет обыкновение заканчиваться в самое неподходящее время. Поэтому к вопросу выбора батарей следует подходить особенно тщательно.
Камера считается прожорливым потребителем энергии. Основные узлы камеры, активно ее потребляющие - это цветной дисплей, оптический трансфокатор (в его состав входит малогабаритный двигатель), вспышка. Ну и, само собой, интенсивность работы с камерой занимает не последнее место.
Большинство камер, выпущенных до 2000 года, используют в качестве источника энергии обычные пальчиковые батарейки формата AA. В случае если вы собираетесь их использовать (лучше, конечно, алкалиновые), то следует все тщательно взвесить и позаботиться о дополнительном комплекте батарей. Поверьте, не помешает. Вы будете счастливы, если вам одного комплекта батареек хватит для заполнения хотя бы половины вашей карточки CompactFlash или SmartMedia. В любом случае при работе камеры от АА батарей лучше всего приобрести комплект перезаряжаемых NiMH аккумуляторов, которые в зависимости от интенсивности использования могут обеспечивать работу камеры от одного часа до одного дня. В последних моделях камер производители используют в качестве элементов питания Li-Ion или NiMH аккумуляторы. Продолжительность работы таких аккумуляторов зависит от их емкости. Лучшие образцы обладают емкостью 8 Вт*ч, чаще всего встречаются аккумуляторы емкостью 4 Вт*ч (они немного меньше и легче).
Поэтому вкратце о батареях сегодняшнего дня. Никель-кадмиевые (NiCD) батареи, когда-то бывшие самыми распространенными, выдерживают около 700 циклов зарядки. Правда, они подвержены эффекту памяти. Поэтому перед очередной зарядкой их лучше полностью разрядить. Использовать их рекомендуется только в качестве резервного источника энергии.
Никель-металлгидридные (NiMH) батареи на сегодняшний день являются одними из самых широко используемых среди владельцев камер. Они предлагают на 40% большую емкость, чем NiCD, однако они также подвержены эффекту памяти, хотя и в меньшей степени. Выдерживают только 500 циклов зарядки. Еще один их недостаток - в течение дня они теряют около 5% своей емкости, даже если не используются.
Литий-ионные (Li-Ion) батареи и их модификация - полимерные батареи - это выбор наиболее продвинутых камер. Интересно, что многие производители камер, предлагают свои разработки батарей для своих камер, например "InfoLithium" от Sony. Литий-ионные батареи имеют в два раза большую емкость по сравнению с NiMH, но требуют специального зарядного устройства, причем довольно дорогого.
Как же все-таки ее выбрать?
Первым критерием многие считают цену. Это, конечно, немаловажный фактор, который желательно минимизировать, но цену нужно рассматривать только в комплексе с предполагаемой областью применения камеры. С другой стороны, чтобы не переплачивать за ненужные "навороты", нужно ясно себе представлять, чем вы собираетесь заниматься и какой результат хотите получить. Именно так, а не наоборот.
Вторым параметром при выборе камеры будут характеристики матрицы и оптической системы. Здесь опять же все определяется вашими задачами. Публикация фотографий в Интернете и распечатка фотографий предполагают различный подход к выбору максимального разрешения изображения, которое и определяет качество ваших работ. По поводу оптики могут быть разные мнения, но, на мой взгляд, лучше держаться подальше от разных цифровых зумов, под каким соусом их бы не подавали. Лучше 2-х кратный оптический, чем 5-и кратный цифровой. Последний вы легко повторите на своем настольном компьютере в графическом редакторе.
И третье, это память. Разумеется, обязательно наличие слота для карт памяти, благо все современные камеры, за исключением моделей начального уровня предоставляют эту возможность. Причем здесь важен как тип, так и объем. Не последнее значение имеет и размер карт памяти, удобство их использования, и опять же цена.
И так далее. Но на этом критерии не заканчиваются, их великое множество. Конструкция камеры, ее размеры и вес, интерфейс, вспышка, функциональные возможности камеры и возможности программного обеспечения.… Для многих второстепенный критерий может стать главным, и это в порядке вещей. Как говорил один известный герой: "Это вам не ишака купить". Все верно. Выбирайте, покупайте и пользуйтесь. Мир цифровой фотографии прекрасен. А красота спасет мир.

                                                                 Выбор видеокамеры


Общие принципы выбора
На рынке достаточно много разных моделей видеокамер и я бы категорически не советовал отправляться в ближайший магазин в надежде что продавец быстро подберёт вам "лучшую". Тому есть много причин, основные из них:
Предлагаю действовать по схеме "формат - навороты - производитель - продавец". То есть:
  1. Прежде всего нужно определиться с форматом в котором камера записывает изображение. Формат оказывает решающее влияние на многие свойства видеокамер.
  2. Внутри каждого формата есть т.н. "линейки" камер, отличающиеся дополнительными "наворотами" и, соответственно, ценой. Необходимо понять какие "навороты" на что влияют и нужны ли они вообще.
  3. Затем выбрать из примерно равных функционально камер разных изготовителей.
  4. И, наконец, выбрать где конкретную выбранную модель лучше всего купить.

В этом порядке и начнём.
Немного о форматах




Формат

Достоинства

Недостатки

Резюме

VHS-C и 8

Самые дешевые

Низкое качество. Старые форматы физически не позволят выдать хорошую картинку после первой-второй копии. А копии потребуются - не монтированный материал в состоянии смотреть даже далеко не все его участники, не говоря о посторонних зрителях.

Если нужно купить новую камеру, лучше избежать этих форматов. В настоящее время экономия слишком мала.

SVHS-C и Hi8 (от 340$)

Низкая цена младших моделей. Приемлемое качество при отсутствии монтажа.

Аналоговый формат, неизбежные потери качества при монтаже, ограниченные сроки хранения, дорогое оборудование для компьютерного монтажа.

Оптимальный выбор для малообеспеченных, принципиально не желающих монтировать, особенно на компьютере. Примечание: иногда пишут символ Hi8 на камере с сенсором в 320Kпиксел - она действительно пишет в формате Hi8, но о качестве в 400линий говорить не приходится - НЕ ПОДДАВАЙТЕСЬ рекламному трюку - смотрите число ТОЧЕК.

Digital 8, он же D8 (от 550$)

Цифровой, отсутствие потерь при PC-монтаже и хранении, совместимость с Hi8 и 8. Дешевая перекачка в компьютер..

Крупнее и тяжелее mini-DV. Дороже Hi8. Отсутствие совместимости с полупрофессиональным оборудованием. Медленная перемотка.

Оптимальный выбор для владельцев обширных старых видеоархивов формата 8/Hi8 (старую камеру можно сразу продавать). Небольшие архивы можно быстро оцифровать и с помощью старой камеры и miniDV камеры.

mini-DV (от 530$)

Цифровой,отсутствие потерь при PC-монтаже и хранении, дешевая перекачка в компьютер. Легкость, компактность, качественная картинка. Наличие полупрофессиональных моделей такого же формата позволит при желании обновить камеру не трогая отснятых архивов.

Несовместимость с 8/Hi8.

Оптимальный выбор в качестве первой камеры, особенно при наличии компьютера и желания монтировать. Цена не выше чем на D8.

SONY mmv (ещё дороже)

Компактная кассета и камера.

Несовместимость ни с чем (в т.ч. с популярными программами видеомонтажа), худшее качество и монтируемость по сравнению с DV (расплата за размеры), высокая цена, редкость носителей.

Оптимален для "чиста пацанов" т.к. "типа крута". Реальных же выигрышей по сравнению с DV я не вижу.

DVD (имеются в виду КАМЕРЫ пишущие прямо на болванки)

Нет (имхо)

Во всём уступает DV - в качестве, удобстве монтажа, совместимости и т.п. При этом как габариты так и цена заметно хуже.

Не знаю кому и посоветовать :-).

Или если ещё более кратко:


"Навороты", или что нужно и что не нужно


Цифровой вход


DV и D8 камеры нужно обязательно брать с цифровым входом (некоторые "европейские" варианты имеют только выход, хотя иногда их за отдельную плату "умельцы" могут "разблокировать" и обычно при этом можно лишиться гарантии). Внешне они одинаковы, т.к. для входа и выхода используется один и тот же разъём. Уточните в инструкции. Кроме того как правило на "правильных" камерах разъём маркируется как "DV IN/OUT". Без входа смысл цифровой записи в значительной мере теряется, т.к. после монтажа "вернуть" свой шедевр обратно на ленту без потери качества уже невозможно.


Аналоговый вход


Многие DV и D8 камеры кроме аналогового(S-video+тюльпан) выхода, который есть всегда, могут иметь и вход (т.е. использовать выход как вход). При этом часть из них имеют так называемый "сквозной канал" - т.е. могут оцифроввывать сигнал сразу на DV-выход минуя запись на кассету. Я считаю наличие входа очень важным, т.к. он позволяет монтировать записи с видеомагнитофона а также чужие или ваши же старые аналоговые записи без покупки дополнительных аналоговых плат видеозахвата. Наличие "сквозного канала" не столь принципиально, хотя приятно - он вдвое экономит время (не нужно предварительно записывать на кассету).


Фоторежим. Карты памяти. Разрешение 1Мпикс и более.


Резюме: я не советую тратить деньги на мегапиксели и на возможность работы с карточками памяти. Им (деньгам) можно найти более достойное применение.


МПЕГ4


Новый модный "наворот". Качество отвратительное, не нужно совершенно, а денег стоит. Всегда можно точно так же испортить стандартную DV-картинку в любом видеоредакторе совершенно бесплатно.


USB


Многие по неопытности считают, что наличие USB-выхода позволит не тратить лишние 30-50 долларов на контроллер IEEE1394. На самом деле USB используется ТОЛЬКО для обмена с карточками памяти и никак не связано с видео. А раз не нужны карточки, не имеет значения и USB...


Монтажные навороты


На всякие эффекты, фэйдеры, шторки, титры, переходы и т.п. не обращайте при выборе внимания - при съёмке НЕ ДО НИХ. Они полностью заменяются монтажом в видео редакторе, как и цифровой зум, который при съёмке лучше сразу отключить от греха...


Три матрицы (3 CCD)


Заметно улучшают качество изображения (точность цветопередачи прежде всего), но стоят очень отдельных денег... Обычно такие камеры относятся уже к профессиональным или полупрофессиональным.


Оптический стабилизатор


Даёт действительно лучшее качество чем электронный, но не всегда нужен. В некоторых случаях аналогичного и даже лучшего результата можно добиться применением плечевого или обычного штатива.


Прочее


Встроенный ЖК-экран лучше выбирать минимальный - батареек меньше съест, а на качество съёмки не влияет.


Ночные режимы, ИК-подсветки, 0Lux, и т.п. - лучше один раз увидеть. Качество очень сомнительное, нужно только в специальных случаях.


Резюме


Практически все производители (Panasonic, Canon, SONY) оснастили свои младшие в линейках модели всем необходимым (цифровой и аналоговый входы, часто сквозной канал, разумное качество за 550-700$). А вот более старшие модели стали отличаться не столько лучшим качеством картинки (вследствие лучшего и более качественного сенсора и/или оптического стабилизатора), сколько рекламными и модными "наворотами" типа фото и МПЕГ4. Таким образом после камер начального уровня за 550-700USD следующей разумной покупкой стала сразу трехматричная камера типа Panasonic350 за 1700USD. Камеры за 800-1400USD потеряли всякий смысл, т.к. снимают практически так же как самые дешёвые (разница конечно есть, но не стоит таких денег). Камеры "золотой середины" типа CanonMV30i безвозвратно канули в лету...


Поэтому большинству видеолюбителей совет один - брать младшие модели с минимальным количеством ненужных "фенечек". Ну а обеспеченному меньшинству с 1400-1500$ в кармане - не торопиться хватать навороченные мегапиксельные видео-фото-камеры типа PC115, а добавить 200-300USD и купить трёхматричную камеру от Panasonic.


Выбор конкретной модели.


Общие рекомендации

  1. Эргономика. Оденьтесь поприличнее и сходите в дорогой розничный магазин. Попросите подержать камеры-претенденты в руках, дотянитесь до основных кнопок. Кроме пуска и трансфокатора это также ручной фокус. Пальцы не должны напрягаться. Управление через меню при прочих равных хуже, т.к. дольше и плохо различимо на ярком солнце.
  2. Качество картинки. Попробуйте найти независимые тесты-сравнения на одинаковом материале в Интернете. Я могу ручаться только за один ресурс - "Сплайн", но наверняка есть и другие...
  3. Отзывы пользователей. Обычно по конференциям типа forum.ixbt.com и т.п. Тут нужно подходить критично, т.к. квалификация у всех разная и часто виноват не аппарат а кривые руки пользователя...
  4. Фирма "SONY" в своих бытовых камерах (в отличие от профессиональных, которые она тоже делает) обычно имеет собственное мнение о цветопередаче. На ярком свету картинка получается обычно "красивее/открыточнее", чем на самом деле, а в помещении - более шумная чем у некоторых конкурентов. Это - не аксиома, а просто ряд наблюдений, из которых могут быть и исключения.
  5. Фирма "SAMSUNG" при стандартной функциональности до последнего времени имела проблемы с качеством картинки (особенно цветопередачей). Про свежие камеры ничего не знаю, но по привычке даже не смотрю в их сторону :-) И вам не советую...
  6. Фирма "JVC" - вещь в себе. С виду всё замечательно, но иногда вылезают неожиданные проблемы, типа несовместимости со стандартными программами и драйверами...

Конкретика(на конец года)


Более или менее разумные модели на конец года (по возрастанию цен):


Отмазка: цены "хорошие московские", но могут меняться и я не берусь их регулярно отслеживать, они только для грубой ориентировки. Для точного поиска есть прайс-ру и прочие справочники.


Где покупать?


Здесь интуитивно всё понятно, к тому же этот пункт очень зависит от местной специфики. Поэтому всего несколько тезисов:


   Выбор видеокамеры #2


Объективные критерии и параметры


Оптическое увеличение


      Коэффициент оптического увеличения (optical zoom) изображения объективом видеокамеры является одним из основных параметров видеокамеры. Он характеризует способность камеры "приближать" удаленные объекты. Оптическое увеличение на порядок более важный параметр по сравнению с цифровым увеличением - объектив с высоким качеством "увеличивает" изображение и только после этого оно записывается камерой. При цифровом увеличении камера увеличивает изображение просто как лупа и качество, конечно, оставляет желать лучшего. 
     Обычно размер оптического увеличения колеблется в диапазоне от 10 до 25. Самые дешевые камеры имеют увеличение в пределах 20-25. Связано это с тем, что при большом увеличении трудно сохранить высокое качество изображения, поэтому дорогие видеокамеры с хорошей оптикой имеют оптическое увеличение в пределах 10-12. 
     При выборе камеры ни в коем случае не следует гнаться за большим значением оптического увеличения - 10 или 12 вполне достаточно для любой съемки.


Цифровое увеличение


     Цифровое увеличение (digital zoom) измеряется уже зачастую трехзначными цифрами, но практической пользы от цифрового увеличения нет. Крайне невысокое качество изображения при цифровом увеличении делает его применение для практических целей неприемлемым. Рекламные ролики, демонстрирующие достоинства цифрового увеличения, мягко говоря, выдают желаемое за действительное. На самом деле цифровое увеличение, как правило, отключают немедленно по приобретении камеры, так как камера во время съемки сама переходит на цифровое увеличение по исчерпании возможностей объектива и результат съемки после этого уже не исправить. 
    Исходя из всего сказанного выше, на значение цифрового увеличения просто не стоит обращать внимание - этот параметр не должен участвовать в оценке видеокамеры.


Тип стабилизатора


     Само по себе наличие стабилизатора необходимо, да и нет сейчас цифровых видеокамер без стабилизации изображения. Без стабилизатора тремор рук неизбежно отразится на результатах съемки - изображение будет дрожать. Только съемка со штатива позволяет не использовать стабилизатор. Тип стабилизатора не имеет решающего значения и разница в действии стабилизаторов различного типа далеко не очевидна, тем не менее желательно знать, чем отличаются они друг от друга. В видеокамерах применяются два типа стабилизаторов - оптический и электронный. Рассмотрим (очень кратко) принципы их работы.
     Электронный стабилизатор работает по очень простой схеме - за счет избыточного размера ПЗС матрицы изображение при тряске все равно остается в пределах матрицы и фиксируется в необходимый момент. Принцип действия электронного стабилизатора хорошо виден из рисунка:

 


     Достоинства электронного стабилизатора - невысокая стоимость и легкость изготовления. Недостатки - "залипание" изображения, избыточность матрицы, а также артефакты, заметные и мешающие при монтаже фильма. Одним из самых существенных недостатков электронного стабилизатора является избыточность матрицы, что приводит к уменьшению площади каждого пикселя матрицы и падении из-за этого чувствительности камеры.
     Принцип действия оптического стабилизатора совершенно иной - с помощью подвижных элементов оптической системы камеры изображение удерживается строго на ПЗС матрице. Рисунок ниже наглядно показывает принцип работы оптического стабилизатора: 


     Достоинства оптического стабилизатора - высокое качество стабилизации за счет большего количества отсчетов для анализа, меньшее количество пикселей в матрице, нет "залипания" изображения, большие возможные значения экспозиции. Очень важным преимуществом оптического стабилизатора является высокая чувствительность видеокамеры, оснащенной таким стабилизатором и, вследствие этого, лучшее качество съемки при пониженном освещении. Недостатки - высокая стоимость и большее энергопотребление.


Количество пикселей у ПЗС (CCD)


    Споры по оценке важности этого параметра вечны, поэтому постараемся все-таки сделать вполне определенные выводы:

  1. Количество пикселей, необходимых именно для фиксации изображения зависит ТОЛЬКО от системы телевидения и составляет для PAL ~ 415 000, для NTSC ~350 000.
  2. Если в параметрах видеокамеры указывается приблизительно в 2 раза большее число пикселей, то это вполне определенно указывает лишь на то, что тип стабилизатора изображения в камере - электронный, но НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ такое большое количество пикселей в ПЗС к качеству видеосъемки не имеет.
  3. Если количество пикселей более 1 000 000, то это означает:
    1. Камера в подавляющем большинстве случаев имеет электронный стабилизатор
    2. Камера позволяет делать фотоснимки с разрешением, определяемым именно количеством пикселей в ПЗС, а не системой телевидения и сохранять такие снимки на сменную карту памяти (Memory Stick, SD, MultiMediaCard и т.п.)
  4. Если указывается количество пикселей, равное необходимому для фиксации изображения (см. выше) то это указывает на то, что камера имеет оптический стабилизатор и наоборот, наличие оптического стабилизатора подразумевает именно такое количество пикселей. 

    Выводы достаточно просты - если съемка как можно более качественных фотоснимков не входит в список основных задач, следует обращать внимание только на тип стабилизатора и не обращать внимания на количество элементов ПЗС.


Количество ПЗС


    Пожалуй, это тот параметр, при одном взгляде на который сразу становится понятным класс видеокамеры. Именно по количеству ПЗС видно, к какой ценовой нише относится аппарат. Не бывает видеокамер с 1 ПЗС стоимостью выше $2000 - такой стоимостью могут обладать только видеокамеры с тремя ПЗС. В чем же такая существенная разница между камерами с 1 и 3 ПЗС?
    Дело в том, что в обычных камерах для получения цветного изображения используется ПЗС с светофильтрами на каждом элементе матрицы и цветное изображение получается методами эмпирическими (сама же ПЗС матрица, конечно, всегда черно-белая), т.е. анализом групп пикселей и выведением цветов на основании такого анализа. Вследствие этого и реальное разрешение у 1 ПЗС камер будет несколько хуже, чем 3 ПЗС видеокамер. Правда, следует учесть, что некоторые компании, например Canon, применяют специальные RGB фильтры, эмулирующие 3 ПЗС на одном ПЗС, что приводит к уменьшению различий в цветопередаче у камер с RGB фильтром и 3 ПЗС камерами.
    У 3 ПЗС камер с помощью специальной призмы изображение разделяется на три основных цвета и каждый цвет передается на свою ПЗС матрицу. Понятно, что в камерах с тремя ПЗС всегда используется оптический стабилизатор и исключение, лишь подтверждающее правило - камера Panasonic DX100 (снята в настоящее время с производства). 
    Для большинства случаев любительского использования, подразумевающего просмотр результатов съемки на обычном и далеко не самом лучшем телевизоре, камера с 1 ПЗС практически неотличима по цветопередаче от камер с 3 ПЗС. Но при использовании камер для полупрофессиональных целей и/или просмотре результата на хороших телевизорах/мониторах с S-Video входом разница заметна и также заметна она при просмотре и/или печати снимков, сделанных на  камерах с 1 ПЗС и 3 ПЗС. Единственный, но очень важный недостаток камер с тремя ПЗС - высокая стоимость, которая крайне редко бывает ниже $2000.


Тип развертки


     Как известно, некоторые видеокамеры имеют возможность снимать с прогрессивной разверткой. Насколько важно учитывать возможность подобной съемки при выборе видеокамеры? Строго говоря, возможность снимать с прогрессивной разверткой на той же скорости, что и обычная съемка, имеют только некоторые камеры Canon и JVC. Камеры других фирм либо снимают со скоростью только 15 кадров в секунду, либо не имеют такой возможности совсем. Само по себе наличие прогрессивной развертки, безусловно, добавляет привлекательности камере, но надо понимать, что эта возможность нужна только в случае необходимости печати фотографий с видео, создания фотоальбомов на CD-ROM и т.п. Несмотря на то, что съемка с прогрессивной разверткой возможна на скорости 25 кадров/секунду, эта скорость все-таки в два раза меньше обычной - 50 полей в секунду и плавность движения камеры относительно объектов съемки теряется при прогрессивной развертке. 
     Поэтому стоит использовать прогрессивную развертку для съемки только тех моментов, с кадров которых потом могут быть изготовлены фотографии. Если такая задача стоит перед оператором, то есть прямой смысл приобретать камеру с прогрессивной разверткой.


Чувствительность


     Этот параметр обычно всегда указывается в числе прочих характеристик видеокамеры и обычно бывает в диапазоне от 0 (полная темнота) до 15 люкс. Существует широко распространенное заблуждение в том, что чем меньше указанное в паспорте значение, тем лучше видеокамера будет снимать в условиях пониженной освещенности. Мнение формально правильное, но по сути неверное совершенно. Указанное производителем значение минимальной освещенности нужно просто игнорировать по той простой причине, что рядом с этой цифрой всегда "забывают" написать, при каком уровне яркостных и/или цветовых шумов получилось такое значение.
     По этой же причине меньшее значение чувствительности никоим образом не означает лучшую по этому параметру видеокамеру. К сожалению, только съемка при плохом освещении и просмотр ее результата позволит понять и оценить качество съемки данной видеокамерой при пониженной освещенности.


Размер матрицы


Чувствительность и размер матрицы непосредственно связаны между собой. Чем больше размер матрицы, тем больше площадь пикселя и тем выше чувствительность. В последнее время «хитрые» производители, понимая, что их будущий покупатель обращает внимание в основном на количество пикселей, не обращает внимание на уменьшение размера матрицы. И совершенно напрасно, между прочим. Понятно, что производитель при установке маленькой матрицы существенно экономит на одном из самых дорогостоящих компонентов камеры. Потребитель, т.е. мы с вами взамен получает очень неважную чувствительность при съемках с плохой освещенностью. А ведь в категорию таких съемок попадают практически все домашние съемки при электрическом освещении,  съемки в сумерках, у костра на пикнике и т.п. Поэтому не следует приобретать камеру с размером матрицы менее ¼ дюйма.


Карты памяти


     Возможность записи фотоснимков на специальные карты памяти сейчас стала очень модной и в рекламных компаниях некоторых известных фирм такая возможность ставится чуть ли не на первое место среди всех достоинств видеокамеры. Так ли это на самом деле? Правильный ответ на этот вопрос звучит так: если камеру предполагается использовать в связке с компьютером для монтажа видеофильмов, то только у видеокамер с ПЗС на  1 000 000 пикселей или более применение подобной карты памяти имеет смысл. Все видеокамеры с мегапиксельными ПЗС оснащены такими картами, иначе столь большое количество пикселей просто невозможно использовать. 
     Во всех остальных случаях приобретение при прочих равных условиях камеры с поддержкой записи на такую карту памяти будет пустой тратой денег, так как на карту будут записываться фотографии с худшим, чем на ленте разрешением (как правило, это 640х480) и, соответственно, худшим качеством изображения.


Габариты и вес


    Габариты и вес камеры в некоторых случаях очень важны - если камера рассчитана на съемки в походах, горах и т.п. Камеры с весом более 1 килограмма неудобны для использования в подобных условиях да и для обычной эксплуатации они тяжеловаты, особенно, если съемки будет делать женщина. Вес прямо пропорционален размеру, а с большой камерой неудобно ходить даже по экскурсиям, не говоря о горах и горных лыжах.
    Существует другая крайность - камеры сверхмалых габаритов и веса (до 450 грамм). Эти камеры очень удобны в переноске, их можно носить просто в обычных карманах или дамской сумочке, но за все надо платить - ряд подобных камер чрезвычайно неудобны в использовании. Например, на одной сверхмалой камере очень известной фирмы управление увеличением/приближением выполняется безымянным пальцем, а это приводит к таким огрехам при съемке, что смотреть результат потом приходится без всякого удовольствия. Кроме этого, сверхлегкие камеры слишком сильно "дрожат" в руке оператора и зачастую никакой стабилизатор этой ситуации не исправляет. Из-за малых размеров звуки от работы механики камеры, трения рук о ее корпус и т.п. легко записываются микрофоном камеры.
     Поэтому наиболее оптимальным весом для видеокамеры можно считать 600-800 грамм. Габариты подобных камер также соответствуют их весу и камеры с такими размерами достаточно удобны в эксплуатации.


Субъективные параметры


Качество съемки


    Самый важный параметр для любой видеокамеры, но, к сожалению, совершенно субъективный. Очень трудно определить качество съемки "на глаз". Хороший критерий качества - съемка и внимательное изучение результатов съемки прямо в магазине, где освещение обычно оставляет желать лучшего. Как правило, если видеокамера хорошо снимает при плохой освещенности, то она будет хорошо снимать и при нормальной освещенности. 
     Единственное но - всегда следует сравнивать ту камеру, которую предполагается купить, с камерой, которая заведомо хорошо снимает в подобной обстановке. Иначе на неопытный взгляд начинающего любая камера покажется хорошей.


Удобство работы


   Удобство работы является вторым по важности определяющим фактором после качества съемки, на который, к сожалению, обращают внимание только после начала эксплуатации видеокамеры. Какие факторы могут осложнить управление камерой и сделать фактически невозможными некоторые виды съемок? Это (например):

  1. Управление ручными режимами - фокусировкой, экспозицией, балансом белого и т.п. только через меню.
  2. Кнопка входа в меню находится под ЖКИ дисплеем с левой стороны камеры 

   Вот типичный пример неудачной съемки камерой с таким управлением (подобных камер, к сожалению, очень много): вы стоите на берегу синего, синего моря, солнце светит на вас со стороны моря и вдруг вы видите заходящую на вас над морем красивую птицу (или не менее красивую девушку), причем объект съемки занимает незначительную часть кадра. Что делать - если снимать на автомате камеры, то очень хорошо получится только море, а желаемый объект съемки будет темным и неразличимым, так как автомат измерит экспозицию для основного (по площади) изображения. Понятно, что нужно перейти на ручную экспозицию, но для камеры с таким "удобным" управлением придется сделать следующее:

  1. Открыть ЖКИ монитор. При этом видоискатель автоматически выключится и изображение будет только на ЖКИ. Напоминаем, что светит солнце и изображение на ЖКИ будет весьма трудно разглядеть.
  2. Нажать кнопку вызова меню.
  3. С трудом разбирая меню на ЖКИ, найти управление экспозицией
  4. Начать изменять экспозицию

   Совершенно очевидно, что в 99% случаев птица уже улетит (девушка уйдет), не говоря уже о том, какие термины будут мысленно произноситься во время всех этих манипуляций.
   Поэтому совершенно ясно, что выбирая камеру, надо просто проделать операции быстрого перехода с автоматического на ручные режимы (в первую очередь это экспозиция и фокусировка) и посмотреть, насколько быстро это можно сделать при ЛЮБЫХ внешних помехах, таких, как яркий свет, например. Камера с прямым удобным доступом к ручным режимам позволяет установить экспозицию и/или фокус очень быстро и хорошие кадры потеряны не будут.
    Также надо обязательно оценить удобство управления трансфокатором (приближением/ удалением). Он должен легко управляться указательным пальцем руки без дерганий и задержек.


Сопряжение с компьютером


     По этому параметру сейчас все цифровые камеры приблизительно равноценны. Необходимо только проследить наличие входа по IEEE-1394 (DV in). Этот вход должен быть ОБЯЗАТЕЛЬНО, иначе монтаж и вывод результатов монтажа с высоким качеством будет крайне затруднен или даже невозможен. 


Выводы


    Делая свой выбор, необходимо последовательно:

  1. Выбрать ценовой диапазон поиска видеокамеры
  2. Постараться обнаружить тесты на качество съемки предполагаемых к покупке камер. Надо учитывать, что камеры одной и той же фирмы в одном и том же ценовом диапазоне (+- $100), как правило, практически одинаково снимают.
  3. Выбрав два-три варианта с приемлемым качеством съемки, лично оценить удобство применения.

Заключение


    Безусловно, этот материал только попытка как-то систематизировать усилия по выбору цифровой видеокамеры. Мы постараемся своевременно корректировать его и с благодарностью примем предложения по его улучшению. 


                                                Выбор цифровика #3

Как выбрать оптимальный вариант цифровой камеры, в которой бы удачно сочетались технические характеристики, дизайн и стоимость? Ошибка обойдется дорого, почти как у сапера :-),  купленная камера будет все время напоминать о сделанной ошибке.

Трудности выбора
Цифровую камеру выбрать трудно. Очень уж много параметров характеризует эти устройства. И не только непосредственно определяющих качество снимков. К ним относятся и оснащение камер, и их функции, и возможности настройки. А еще дизайн, стиль, качество исполнения камеры. Все это определяет широкий ценовой диапазон цифровых камер — от 50–60 у.е. за модели с 1.32-мегапиксельной матрицей до почти 10 000 у.е. за профессиональную «зеркалку» с матрицей 11.2 млн. пикселей. А между этими полюсами — множество промежуточных вариантов. А кроме того, посмотрите, одних только производителей подобных устройств можно вспомнить около трех десятков (это только я насчитал).


Дабы хоть немножко облегчить пользователю жизнь, пройдемся по параметрам цифровых камер, которые необходимо учитывать при выборе конкретного устройства.
Разрешение
Данный параметр влияет на способность камеры передавать мелкие детали изображения. Чем больше точек воспринимает матрица устройства, тем лучшее качество снимков будет получено. Сейчас, по-моему, покупать камеры с разрешением матрицы менее 2 млн. пикселей нецелесообразно. Уже есть добротные 2-миллионники стоимостью порядка 150 у.е. (цены на цифровые камеры изменяются постоянно, потому, может, они уже и меньше).


2- и 3-мегапиксельные камеры обычно являются любительскими. Основную массу «четырехмиллионников» можно отнести к «творческим» камерам, то есть предоставляющим достаточно возможностей для изготовления «художественных», качественных снимков. Профессиональные модели имеют по 5 и более миллионов пикселей.
Как вышеописанное соотнести с реальной жизнью фотолюбителя? Если нет планов использовать получаемые снимки для полиграфии или печатать отснятые фотографии на бумаге размером более 10х15 см (обычный формат любительских фотографий), то 2-х млн. пикселей вполне достаточно. Камеры с таким разрешением обычно просты в работе и не очень функциональны. Эти модели являются обычной мыльницей с автофокусом и программным автоматом, которые подойдут начинающим фотолюбителям. Если же ваш опыт позволяет делать хорошие художественные снимки, некоторые из которых могут печататься размером А4 и более «под рамку», стоит присмотреться к камерам с 4-мегапиксельной матрицей. Ну а у кого денег хватает на большее  очень за Вас рад :-).
Если обратится к вопросу о типе используемой аппаратом матрицы, то здесь особого разнообразия нет. В настоящее время в цифровых камерах (за исключением полного low-end) применяются в основном ПЗС (CCD)-матрицы. Так что выбирать собственно и нечего.
Параметры экспозиции
Это важный параметр. Есть камеры, являющиеся полным программным автоматом, а есть позволяющие устанавливать параметры экспозиции вручную. Если вы не являетесь опытным фотолюбителем, то вам совершенно не нужен ручной режим. Конечно, в случае, если у вас нет планов по развитию своей фотоквалификации :-). Если это так, то вам понадобится надежная добротная модель с программным определением экспозиции. Это обычно 2- и 3-мегапиксельные камеры. Уже есть такие и 4-мегапиксельные.
Если же вы  «матерый» фотолюбитель, и привыкли снимать пленочной «зеркалкой», у вас, наверняка, имеется штатив и недюжинный опыт съемок лунной дорожки, портретов, ночных снимков, прекрасных пейзажей, а кое-какие ваши фотографии украшают квартиру, будучи отпечатанными в «большом формате» и помещенными в рамочку. Что ж, если вы принадлежите к этой категории пользователей, вам нужен аппарат, который позволит творчески самореализоваться. Такие цифровые камеры обычно являются 4-мегапиксельными и более. Их стоимость начинается где-то между 4-мя и 5-ю сотнями у.е. Стандартных средств компенсации экспозиции, имеющихся в большинстве недорогих камер мне, как правило, не хватает. Лично я хочу иметь возможность менять параметры, влияющие на экспозицию (выдержку и диафрагму) вручную, в широких пределах. Хотя съемку обычных сюжетов с удовольствием провожу в автоматическом режиме. Хорошо также, если есть возможность менять способ замера экспозиции  по средней освещенности полного кадра, точечный замер и т.д. Зачем это нужно, рассказывается в статьях, посвященных обзору камер Rekam.
В идеале лучше всего иметь сразу две камеры: простую в использовании, компактную, и подороже, с большими возможностями.
Зум
Цифровые камеры стоят достаточно, чтобы ожидать в них наличия объектива с возможностью оптического масштабирования. Если покупать камеру от 200 у.е. и выше, то эта функция в ней непременно должна быть. Обычно это не менее чем 3-кратный оптический зум, при том что есть и 2-кратный цифровой. Для большинства применений этого вполне хватает. Однако если вам нужна компактная камера для съемки фрагментов зданий, животных, то для таких случаев выпускаются камеры с цифровым зумом 8-х и даже 10-х (такие модели есть, например, у Olympus или Nikon). Последнее, разумеется, существенно сказывается на цене  хорошая оптика дорогая.
Сжатие снимков
Практически в любой современной камере используется формат сжатия изображений JPEG. В некоторых есть возможность сохранения картинок в несжатом формате, например, в TIFF. Последнее бывает удобно для профессионального использования снимков. А для любителей и JPEG-файлов вполне достаточно.
Наличие LCD-дисплея
У подавляющего большинства продаваемых ныне камер имеется ЖКИ-дисплей. Он применяется как видоискатель, а также для просмотра уже сделанных фотографий. В самых современных моделях при просмотре можно увеличить фрагмент кадра, удалить неудачный снимок и т.п. Основные режимы работы камеры также отображаются на этом дисплее. Вряд ли наличие такого экрана можно считать каким-то особым преимуществом. Нынче все камеры имеют такой экранчик, а у некоторых есть возможность регулировать его яркость. Что удобно, ведь условия освещения бывают разными  и яркое солнце, и вечерний полумрак. А у самых продвинутых девайсов яркость дисплея может меняться автоматически. Наличие оптического видоискателя
Уже существуют камеры, не имеющие встроенного привычного оптического видоискателя. Вряд ли это можно считать преимуществом. Скорее, наоборот,  это недостаток. Ведь ЖКИ-дисплей потребляет немало энергии, что сокращает время работы камеры от батарей или аккумуляторов.
Качество встроенной вспышки
Встроенная вспышка должна обеспечивать, как минимум, качественные фотографии при съемках в помещении на расстоянии до 5 метров. Некоторые камеры умеют синхронизировать подсветку вспышкой с длинной выдержкой для получения более или менее удачных снимков при плохом освещении (вечернем). Оптимальное расстояние при работе со вспышкой обычно не превышает 5 метров.
Серийная съемка
Иногда бывает необходимо снимать целую серию следующих один за другим кадров, с частотой 3 и более фото в секунду. Например, при съемках быстро движущихся объектов (животных и т.п.). Если это необходимо, стоит обратить внимание на такую возможность, как серийная съемка. Если у вас есть собака, и вы хотите сделать ее фотографии в динамике, обратите внимание на наличие такой опции.
Возможность работы в качестве веб-камеры
Такая функция полезна для немногих. И чаще всего для ее задействования не требуются хорошие технические параметры устройства. Дорогие камеры для такой цели обычно не применяются.
Таймер
Назначение таймера в бытовой камере объяснять вряд ли нужно. А как иначе снять всю кучу людей во время посиделок, да еще и вместе с фотографом? Но не менее важно наличие таймера выключения камеры при ее неиспользовании. В противном случае, девайс «посадит» батареи или аккумуляторы, находясь даже в кармане, если вы случайно забыли его выключить.
Тип карты памяти
Для «бюджетной» камеры важно применение распространенных типов карт памяти. Ведь, как правило, память приходится докупать, в комплект цифровика память либо не входит совсем, либо ее объем невелик. Достаточно экономным является применение накопителей типа Compact Flash.
Потребление энергии
Питание цифровых камер осуществляется либо от аккумуляторов, либо от стандартных батарей, обычно типоразмера АА. Последний вариант предпочтительнее. В этом случае есть возможность купить дополнительные аккумуляторы большой емкости или нескольких комплектов щелочных (алкалиновых) батареек для дальних поездок. Применение нестандартных компактных аккумуляторов оправданно только лишь для стильных компактных камер. Современные камеры довольно-таки экономно относятся к расходу энергии. Особенно полезным в плане экономии заряда батарей является наличие оптического видоискателя в сочетании с возможностью отключения ЖКИ-дисплея. Последний потребляет более 50% всей расходуемой камерой энергии.
Запись звука
Некоторые камеры позволяют записывать звуковые памятки к снимкам. Но я бы не стал считать это важным параметром.
Качество объектива
В хорошей цифровой камере должна быть и качественная оптика. И покупателю стоит присмотреться, какой объектив применен в облюбованной вами модели. Особенно если камера недешевая. Не будет никаких проблем с камерами от Nikon, Canon, Olympus и других известных производителей хороших пленочных камер.
Дизайн, стиль и внешний вид
Многие производители выпускают линейки камер, ориентированные на потребителей, для которых важен дизайн камеры. Например, Casio выпускает модели Exilim  ультракомпактные, плоские, толщиной около 1 см. Такие изделия легко уместятся и в дамской сумочке. Вот почему в рекламных роликах такие девайсы демонстрируются обычно девушками в совсем компактной одежде :-).
Но для продвинутого фотолюбителя важна надежность устройства и его эргономика. «Серьезные» изделия имеют корпус, который удобно держать в руке без риска выронить. Важно также комфортность использования камеры в повседневном применении. Если ряд функций доступен только после долгого «колупания» в меню, то это оправданно только в случае ну совсем хороших технических параметров девайса в сочетании с приятной ценой.
Зачастую цифровая камера может послужить даже неким атрибутом престижа. Металлический корпус, необычный дизайн, компактность... Но за стиль и красивый внешний вид надо платить...
Все приведенные параметры актуальны при выборе цифровой камеры. Изобилие моделей от разных производителей позволяет отобрать то, что нужно. Советую не спешить, а разобраться, и даже не лишним будет посоветоваться с профессионалами в специализированных отделах магазинов. Ну а интернетчики пусть не поленятся потратить изрядный кусок времени на изучение доступного по теме материала, чтобы не кусать затем локти...


На главную | Cookie policy | Sitemap

 

 ©  2004